Статьи

Продажа бизнеса: основные ошибки

Успешный бизнес это своеобразный товар, процесс продажи которого имеет свои особенности и тонкости. Как показывает опыт и статистика, большая часть владельцев компаний, решивших расстаться с «детищем» совершают множество ошибок и вообще чаще всего не готовы к столь серьезному шагу. Продажа готово бизнеса – это тяжкая работа, которая при соблюдении всех правил, даст хороший результат.

Ниже приведены самые распространенные ошибки, зная которые можно избежать трудных и конфликтных ситуаций при продаже своего готового бизнеса.

  • Недостаточно знаний о своем сегменте бизнеса. Если владелец не имеет полной и достоверной информации о состоянии рынка, на котором продается его товар или услуги, не осведомлен об основных конкурентах, то спрогнозировать будущее компании он будет не в состоянии. Этот факт, несомненно, скажется на стоимости сделки: цена предприятия может быть как завышена по незнанию, так и занижена. Эксперты советуют провести тщательное маркетинговое исследование, результаты которого станут ценным источником информации (доля и емкость рынка, на котором функционирует предприятие, описание товаров и услуг, слабые и сильные стороны конкурентов в отрасли, информация о клиентах (в том числе потенциальных), бизнес-план в среднесрочной и краткосрочной перспективах, товарная политика (в том числе на будущее)).
  • Нет грамотной и прозрачной бухгалтерской отчетности. Ничто так не сможет спугнуть потенциального покупателя, как «серая» отчетность. Наличие всех необходимых, грамотно составленных документов, аналитические отчеты, «белая» бухгалтерия – вот чего ждет ваш будущий покупатель. Лучше предоставить отчетность и аналитику за два-три года, так как этого периода вполне достаточно для того, чтобы сделать выводы о функционировании предприятия. Также эксперты советуют запросить в банках справки об отсутствии задолженности и отчеты по оборотам на счету фирмы. Также большой плюс при продаже готово бизнеса, особенно если речь идет о достаточно крупном предприятии – наличие независимого аудиторского заключения. Подобные документы – это знак добросовестности.
  • Слишком высокая цена бизнеса. При продаже бизнеса эмоции нужно выключить. Да, это «детище», которые растили и оберегали, но пришло время расставаться. Многие владельцы именно из-за этого устанавливают слишком высокий ценник, который отпугивает потенциальных покупателей.
  • Отсутствие проверенных договоренностей и обязательств. При покупке готового бизнеса новый владелец желает начать работать практически сразу. А для бесперебойного функционирования необходимо, чтобы компания имела действующие договора, например аренды, трудовые, даже клиентские. По мнению экспертов, периода в два-три месяца вполне достаточно. Поэтому перед продажей бизнеса нужно проверить действие договоренностей и, если подходит срок их завершения, то необходимо его продлить.
  • Спешка или промедление. Выгодно продать бизнес можно лишь при благоприятном стечении обстоятельств. Поэтому ни спешить, ни медлить нельзя. Если выбрать первого попавшегося покупателя, который диктует свои условия, то, скорее всего, владелец останется в проигрыше. Промедление также не сулит ничего хорошего, ведь рынок постоянно меняется, и сегодняшние, как казалось бы, выгодные условия, завтра уже никого не смогут привлечь. Вывод один – чтобы сделка прошла успешно, к цели нужно двигаться планомерно, держа информацию о продаже в тайне, даже от самых близких людей. Например, рассказав о планируемой сделке товарищу, в скором времени можно заметить, что сотрудники стали по-тихому увольняться один за другим. Причина – кто-то кому-то где-то рассказал пару слов о планах по продаже. Кстати, современные технологии могут тоже принести проблемы такого же рода: не надо чекиниться в офисе помогающего бизнес-брокера, слухи разлетятся мгновенно. Конкуренты не спят, а только и ждут, когда еще один успешный соперник уйдет с рынка.
  • Послепродажная незаинтересованность. Согласитесь, что, если продавец после совершения сделки, садится в самолет и летит на острова, то это, по крайней мере, странно. Покупатель ждет от бывшего владельца послепродажной поддержки. Советы и помощь – залог хороших отношений и отличной репутации в будущем. Кстати, пункт в договоре о подобной помощи, только привлечет внимание покупателей.

Это основные ошибки. Продажа готового бизнеса – дело непростое, требующее тщательной подготовки и внимания со стороны владельца. Следует еще несколько раз подумать, взвесить все «за» и «против». Возможно, время для продажи еще не подошло или, наоборот, уже поздно при имеющихся условиях.