Статьи

Пошаговая формула продажи бизнеса

Бизнес создается для получения дохода. С этой же целью – получение высокодоходной прибыли – бизнес продается. Казалось бы, стоит ли отказываться от стабильного источника денежных поступлений и продавать отлаженный бизнес. Однако время берет свое, возникает ряд объективных причин, по которым выгоднее будет от данного предприятия добровольно отказаться, при этом получив от последней сделки максимум дохода. Но не все настолько хорошо знают законы бизнеса, не всем удается с самого начала грамотно организовать продажу бизнеса.

Здесь действуют свои законы. Причин для такого шага, как продажа бизнеса, может быть множество в зависимости от ситуации. Возможно, одному предпринимателю требуется получить крупную сумму от продажи именно сейчас, для другого важно найти новые варианты выхода на рынок с новыми разработками, поэтому он решил избавиться от «балласта».

Сегодня продажа бизнеса не связана со сложной процедурой ликвидации предприятия, многие механизмы за несколько последних лет были упрощены. Стоит учитывать и тот факт, что многим не под силу вести бизнес, начатый с нуля, приходится находить новые пути продвижения в выбранной нише.

Для успешной сделки продавцу необходима пошаговая формула продажи бизнеса. Хотя универсальных путей нет, можно применить на практике достаточно действенные советы опытных предпринимателей, которые не раз занимались продажей бизнеса и получили неплохие дивиденды.

Для того чтобы выгодно продать свой бизнес, нужно соблюдать порядок продажи компании. Все вопросы здесь ложатся на продавца. Главным образом, продавец должен найти способ мотивировать потенциальных покупателей принять решение о покупке. На это может повлиять и грамотно разработанный бизнес-план развития предприятия, и успешная стратегия при сотрудничестве с партнерами, и умелое руководство компанией. Ключевой фигурой здесь, конечно, остается директор (руководитель, хозяин ИП). О степени надежности компании, в том числе, судят и по стилю руководства.

Продажа бизнеса может занять определенный период времени. Владельцу бизнеса для начала необходимо определиться со стоимостью компании на основе российского законодательства.

Здесь есть три основных подхода:

  • доходный,
  • сравнительный,
  • затратный.

При доходном отношении к оценке стоимости компании анализируются все денежные потоки. Для сравнительного подхода характерен сравнительный анализ финансовой политики аналогичных компаний (при доступности и достоверности информации). Для затратного — нужна информация, отражающая реальную картину успешности бизнеса и возможности затрат для его восстановления в случае необходимости.

В целом, при оценке бизнеса в качестве предпродажной подготовки, учитывается ряд самых различных факторов, влияющих на доходность компании и тем самым повышающих ее рентабельность. Хотя даже самый скрупулезный анализ деятельности чужой компании не обходится без упущения важных деталей, поэтому и стремятся некоторые предприниматели получить пошаговую формулу продажи бизнеса. Но у каждого она получается своя.

Отправной точкой здесь остается открытое сотрудничество между продавцом и покупателем. В процессе переговоров о продаже бизнеса не раз могут измениться условия, оспариваться величина стоимости компании. Сделка совершается не за один день. Так, крупный сектор бизнеса оформляет подобные сделки в течение одного года. Мелкий бизнес может перейти от продавца к покупателю за пару месяцев.

Следующий фактор, влияющий на продажу бизнеса, связан с предыдущим пунктом. Для форсирования ситуации, нужно знать, где и как искать покупателя. Поиски потенциального покупателя могут занять много времени. Данный этап предпродажной подготовки также включен в пошаговую формулу продажи бизнеса. Здесь следует учесть несколько нюансов.

Реальным покупателем бизнеса может стать топ-менеджер из этой же компании или партнерские организации. Кроме того, инвестиции в прибыльный бизнес готовы вложить крупные компании и корпорации у нас и за рубежом. Нередко приобретением вашего бизнеса могут заинтересоваться конкуренты или профильные инвестиционные компании.

Для того чтобы быстрее найти реального покупателя бизнеса, нужно обратить внимание на компании, занимающиеся аналогичной деятельностью, что и ваша, или попытаться найти подход к компаниям из смежных областей. А самые выгодные предложения порой поступают от компаний-партнеров, с кем были хорошие личные контакты на протяжении длительного времени. Сегодня существует клиентская база для покупателей и продавцов бизнеса.

Рекламная кампания значительно усиливает эффективность продаж, одновременно способствуя продвижению товара на рынке. Также стоит помнить, что слабая компания вряд ли вызовет интерес у партнеров. Нужно проанализировать слабые и сильные стороны компании, в том числе с учетом наличия квалифицированного персонала и используемых технологий в развитии бизнеса, чтобы получить конкурентоспособное предприятие.