Статьи

Ключевые ошибки при развитии сети франшизы

«Моя идея уникальна, — хорохорится самоуверенный предприниматель. — Этот бизнес даст $100 млн продаж через пять лет». С таких фраз обычно начинается попытка быстро расширить компанию. Когда через несколько лет или даже месяцев приходится спуститься на землю, на помощь приходит другой инструмент: умение извлекать полезные знания из собственных неудач. Как писал шотландский писатель и реформатор Сэмюэль Смайлс: «Тот, кто никогда не делал ошибок, не делал и открытий».

Постулаты успешной франшизы

  • Первое, что нужно – это проверить жизнеспособность модели. Например, лучше заняться развитием собственной эффективной розничной сети, и нужно знать все тонкости и мелочи ведения бизнеса в данном сегменте рынка. Это знание профессионалов: предлагать только то, в чем уже ощупали все грабли и подводные камни. Предельная конкретика очень важна – ведь именно ее нужно будет повторять франшизам.
  • Второе – это обеспечить сервисы центра, ядро системы. Например, это организация закупок у сотен поставщиков (в том числе – импортеров, то есть работа с таможней), консолидация всего этого дела на огромном складе, оформление всех документов, работа с продвижением по всей стране и так далее. Самое сложное – получать хорошие условия у крупных поставщиков: они тем лучше, чем выше ваш опыт и больше сеть.

Может показаться, что достаточно просто написать основные принципы работы франшизы в документе – и все закрутится. Но нет, на самом деле работы куда больше – и ранняя раздача франшиз может быть не самой хорошей идеей.
— Алексей Милованов, управляющий партнер

  • Третье – сделать полностью понятное пошаговое руководство. Написав 100-страничный документ, где детально описывается, как искать людей, как раскладывать товар, рекламировать точку и так далее, можно найти массу проблем. Через некоторое время, скорее всего, окажется, что каждый франчайзи делает все по-своему. Поэтому лучше создать 300-страничный документ с описанием каждого шага плюс множество подробных приложений – например, все документы на оформление сотрудника, образцы точных смет на ремонт магазина, образцы писем для приглашения и отказа по вакансии, примеры успешных и ошибочных звонков в колл-центр, схемы размещения наружной рекламы. Даже схему подключения колонок для музыки в магазинах – тоже важна. Несомненно, данная работа займет много времени, но результат окажется более чем положительным.

Опытные франчайзеры говорят

Некоторое время назад электронный журнал Forbes опросил менеджеров и собственников, которые стояли во главе сравнительно небольших компаний и решили быстро их увеличить. Их опыт вполне интернационален.

Какие главные ошибки и просчеты они совершали?

Александра Майзлер — основательница Thinking Caps Tutoring

Ошибка: все делала сама. Когда я начинала в 2004 году, я все делала сама — и преподавала, и занималась администрированием. Я считала, что мы не могли себе тогда позволить нанимать еще кого-то в помощь и что работа других людей не будет соответствовать моими стандартам. Бизнес начал страдать из-за того, что я не успевала заниматься всем и была истощена.

Урок: делай то, что у тебя получается лучше всего, а остальное поручи кому-то другому. Создать отдел для работы с франшизами – отличное тому подтверждение.

Боб Фиш — основатель и генеральный директор Biggby Coffee

Ошибка: потерял связь со своими клиентами. Я начал с одной кофейни в 1995 году, где я сам делал кофе и общался с посетителями каждый день. Через четыре года мы начали заниматься франчайзингом. Однажды я оторвался от работы и понял, что у меня больше ста точек, но сам я целый день сижу в офисе, провожу встречи и отвечаю на письма. Я мог неделями вообще не видеть своих клиентов.

Урок: я сменил свой уютный офис на жизнь в дороге — стал каждый день ездить по своим кафе. За прошедшие с тех пор время мы удвоили прибыль и дошли до $40 млн, а в следующем году продажи на одной точке выросли на 7% и продолжают расти.

Шелли Сан — генеральный директор BrightStar Franchising

Ошибка: пыталась одновременно реализовывать несколько проектов, в результате не заканчивала ни одного. BrightStar, агентство медицинского персонала, предоставляющее медицинский уход на дому и услуги сиделок, постоянно проталкивало своим получателям франшиз несколько проектов одновременно, в результате они жаловались на хаотичный и несфокусированный подход.

Урок: научись пускать на самотек все незначительные процессы и сосредотачиваться на самых важных проектах, пока они не будут завершены.