Статьи

Какие франшизы лучше не покупать

Популярный способ ведения бизнеса по франчайзингу не лишен риска. Сегодня достаточно просто купить или продать франшизу, однако, это должен быть франчайзинг «с умом». Нет абсолютно безопасных и быстрых способов раскрутки бизнеса, в том числе и при покупке франшиз. Однако это не мешает многим начинающим предпринимателям начинать свой бизнес именно с приобретения готовых франшиз.

Нередко скоропалительные решения приводят к краху бизнеса, поскольку без ошибок здесь не обойтись. Не каждое предложение по франшизе выгодно. Эксперты рекомендуют исходить «от противного», отталкиваясь от «вредных» советов.
В области франчайзинга у новичков складывается устойчивое отношение к этому виду бизнеса, как к депозиту в банке. То есть, по их мнению, деньги должны и могут работать без прямого участия. На самом деле, помимо проблем, с которыми сталкивается большинство владельцев малого бизнеса, франчайзи (покупателям бренда) приходится иметь дело со специфическими проблемами или трудностями.

Примером могут служить истории про бизнес по франшизе, когда у владельца нет даже возможности нанять квалифицированного директора. Здесь важен стиль руководителя, который должен совмещать два типа организаторских способностей, присущих для управленца из сетевой сферы и для самостоятельного лица с функциями руководителя частного предприятия. В каждом виде руководства свои правила и мера ответственности, но франчайзи приходится все это удачно совмещать, выстраивая систему работы компании. Если этого на предприятии не наблюдается, то стоит прислушаться к сомнениям по поводу покупки франшизы.

Еще один ценный совет от экспертов во франчайзинге – не стоит гнаться за дешевизной. Это довольно распространенный, но малоэффективный метод построения бизнеса, — купить дешевую франшизу, сэкономив на другие вложения. Конечно, торговля франшизами сегодня совершается не только на крупных рынках. Есть немало примеров удачных франшиз в сфере малого бизнеса без «раскрученных» брендов.

Однако здесь следует помнить о том, что налаженный бизнес требует определенных вложений, в противном случае, у продавца явное желание сбросить «балласт». Так стоит ли инвестировать в убыточное предприятие? Неудержимое желание экономить на всем, в конце концов, пошатнет любое коммерческое предприятие. Любые инвестиции должны вывести бизнес на новый, более высокий, уровень, а не наоборот. А наличие низкокачественного оборудования, необученного штата и долги вряд ли привлекут дополнительный капитал. Грамотный покупатель выявит эти проблемы еще на стадии анализа предприятия, и не станет покупать такую франшизу, даже имея хороший план развития бизнеса.

Для многих деловых людей важно найти тот вариант бизнеса, который будет приносить не только материальный, но и психологический комфорт. Однако это не означает, что как только покупателю понравилась франшиза, он обязан ее приобрести. Эмоциональный толчок для покупки бизнеса – не лучший вектор развития. Зная о настроении потенциального покупателя, продавец может начать «давить» на последнего, торопить и действовать на эмоциях. Грамотного инвестора или покупателя такая сделка должна насторожить, ведь нередко в этих случаях с самого начала возникают накладки и нестыковки по условиям договора.

Часто новички в бизнесе торопятся приобрести выгодную (по их оценкам) франшизу, не имея коммерческого обоснования своей покупки хотя бы в виде помещения под товар. Торговые помещения стоят недешево. Для того чтобы найти подходящий склад или помещение, требуется выбирать, анализировать, сравнивать объекты. На это уходит время. Однако этими вопросами следует заниматься вначале, а потом подбирать подходящую франшизу.

Держателям франшиз важно при организации бизнеса руководствоваться определенными бизнес-моделями. Собственникам франшизы – даже в случае приобретения готового бизнеса – приходится ежедневно решать ряд задач именно по развитию бизнеса в выбранной нише. Здесь нужно многое знать и уметь, постоянно анализировать, заниматься планированием на ближайшую или долгосрочную перспективу. Если этот механизм в компании отсутствует, то стоит крепко задуматься, а стоит ли приобретать такую франшизу в принципе.

Вопросы о том, какие франшизы лучше не покупать, а на какие стоит обратить внимание, каждому предпринимателю нужно решать самостоятельно. Чужой опыт здесь не помешает, поэтому стоит прислушиваться к экспертам и проводить собственный анализ деятельности предприятия по франшизе.