Статьи

Какие факторы должны насторожить при покупке франшизы

Удобные критерии оценки рентабельности франшизы основаны на экономических исследованиях. Следовательно, при выборе франшизы нужно исходить из общих расчетов получения прибыли в максимально сжатые сроки. Но не все готовы рисковать ради теоретических расчетов. У многих начинающих предпринимателей нередко наблюдается страх перед покупкой первой франшизы. Скептики ссылаются при выборе франшизы на останавливающие факторы. Эксперты советуют исходить из анализа рисков франчайзинговой программы бизнеса.

Основными блокирующими факторами при покупке франшизы можно назвать:

  • высокую арендную плату,
  • большой первоначальный взнос,
  • невыгодные условия роялти,
  • бесперспективные маркетинговые условия,
  • необходимость постоянных инвестиций,
  • неопределенный срок окупаемости,
  • неопределенность в вопросе дальнейшего развития компании,
  • банкротство некоторых предприятий сетевой компании.

Также на отказ от покупки франшизы влияют такие стоп-факторы, как репутация компании-франчайзера, недостатки франшизы на данном этапе развития рынка, отсутствие поддержки франшизы.

Потенциальный покупатель франшизы должен исходить из реальной оценки компании при условии ранжирования аналогичных предложений по франшизам. Рентабельность предприятия отражается в результатах ведения бизнеса в условиях франчайзинга. Сегодня эта форма продвижения на рынке товаров и услуг приобрела невероятную популярность. В то же время, по сети и в реальности кочуют истории о банкротствах и подставах в этой сфере. Данный стоп-фактор, имеющий психологическую основу, сильно тормозит продажу франшиз в некоторых регионах страны.

Для того чтобы дать реальную оценку деятельности предприятия, лучше всего провести исследование за 12 месяцев работы компании. Нужно проанализировать стабильность положения компании на рынке, узнать, насколько востребована и успешна реализуемая продукция.

Еще одним существенным стоп-фактором для предпринимателей при покупке франшизы стоит назвать выбор ошибочного направления в бизнесе. Возможно, с помощью грамотного руководства и векторной организации деятельности компании, в таком случае удастся упрочить свое положение на рынке, продать франшизу, а затем вновь найти выгодное предложение. Но этим стоит заниматься, имея опыт создания и продажи собственного бизнеса в целом.

При организации и развитии бизнеса не стоит забывать о стартовых возможностях компании, о наличии или отсутствии необходимой инфраструктуры, о работающей или провальной модели развития бизнеса, о завышенной цене на франшизу. В некоторых случаях продавцы франшиз не рискуют связывать себя обязательствами с неопытными франчайзи. И все же, большинство проектов у нас приобретается именно предпринимателями из среды старт-апа. Хорошо, если потенциальный покупатель франшизы сам сумел просуществовать на рынке не менее года. Опыт позволит быстрее определить возможный и имеющийся уровень прибыли компании, перспективу развития на основе договора.

Немаловажным фактором остается степень взаимной ответственности сторон, хоть и в большинстве случаев у нас на поддержку франчайзеров рассчитывать пока не приходится. Анализ соотношения стоимости и рентабельности франшизы позволяет получить данные сразу по нескольким критериям при отборе бизнеса. Так, покупатель сможет определить для себя, насколько выгодна сделка, стоит ли ждать от нее быстрой прибыли благодаря узнаваемому бренду.

Если в процессе анализа возникает ряд стоп-факторов, можно развеять сомнения, обратившись в профессиональную аудиторскую компанию. При покупке франшизы особое значение имеет возможность диверсификации бизнеса, использование новых технических возможностей, необходимость использования заемных средств. Не последнее место в анализе рентабельности франшизы занимают имущественные риски.

В процессе исследования профессиональной деятельности компании не помешает провести мониторинги показателей успешности компании по экономическим критериям, по условиям поставки продукции, по степени выгодности реализации товаров за конкретный период. Грамотное предварительное исследование позволит получить объективные данные о возможных настораживающих факторах при покупке франшизы, чтобы, возможно, начать развивать свой бизнес в новом направлении.