Статьи

Главные особенности создания Отдела по Продаже франшиз

Если вы хотите заниматься продажей франшиз и готового бизнеса, то стоит учесть, что франчайзинг это особое направление, которое отличается от работы по обычной бизнес-модели. Поэтому вам нужно создать отдел франчайзинга, который будет специализироваться только на этом вопросе.

Кто должен работать в отделе франчайзинга?

  • Во-первых, это руководитель отдела, которого лучше назначить на эту должность еще до продажи франшиз и готового бизнеса. Это делается для того, чтобы он смог принять участие в разработке франчайзинговой коробки, т.к. он должен разбираться в этом вопросе как можно лучше.
  • Во-вторых, сотрудник, занимающийся продвижением франшизы. Этот человек должен задействовать максимум промо-каналов для привлечения потенциальных франчайзи. Это может быть и участие в выставках и участие в конференциях и т.д. Но разговором с заинтересованным франчайзи и подписанием договора с ним должен заниматься опять-таки руководитель отдела.
  • В-третьих, человек, занимающийся поддержкой действующих франчайзи и открытием новых торговых точек.

Функции отдела франчайзинга

1. Консультирование франчайзи. Для исполнения этих обязанностях в отделе должен быть такой человек, как саппорт, который будет постоянно звонить франчайзи, отвечать на все интересующие их вопросы и интересоваться ходом дел по внедрению бизнес-модели. Таким образом, саппорт – это некая «нянька» для франчайзи, которая присматривает за ним и сигнализирует обо всех его проблемах.

2. Проверка достоверности информации предъявляемой саппорту. Эту функцию выполняет аудитор. Этот человек понадобится на том этапе, когда возникнут проблемы с франчайзи, касающиеся возврата денег за предоставленную бизнес-модель, которая оказалась нерабочей. Аудитор выезжает на место и смотрит, действительно ли модель не работает в его бизнесе, либо просто франчайзи захотел получить «легкий хлеб». Если у компании имеется достаточно объемный каталог франшиз, то этот человек понадобится в любом случае.

3. Обратная связь. Просто необходимо наладить обратную связь с франчайзи. Ведь очень часто партнеры пытаются установить свои правила ведения бизнеса. К примеру, они выбирают другие способы привлечения клиентов, переписывают, составленный компанией рекламный текст и т.д. Для того чтобы таких ситуаций не происходило, менеджеры компании франчайзера должны контролировать этот процесс и собирать обратную связь, для того, чтобы протестировать все предложения и возможно выбрать что-то стоящее из них.

Отдел франчайзинга необходим для выполнения вышеуказанных функций. Если, конечно, у компании небольшой каталог франшиз, и она только набирает обороты, то все эти обязанности может выполнять один человек, но если у франчайзера уже большая база партнеров, то пора переходить на более серьезный уровень развития.

Франчайзер должен не только проработать структуру отдела франчайзинга, но и грамотно замотивировать сотрудников, обслуживающих франчайзинговую деятельность, в том числе материально. Система мотивации сотрудников отдела франчайзинга традиционно является одним из наиболее сложных вопросов, решение которого сильно влияет на успешность всей программы. Также важно правильно рассчитать, какие сотрудники и в каком количестве понадобятся для полноценного функционирования программы.
— Алексей Милованов, управляющий партнер

Франчайзинговый отдел на аутсорсинг

Зачастую для компании, недавно начавшей работать в качестве франчайзера, иметь штатный франчайзинговый отдел – непозволительная роскошь. Франшиза наращивает свой темп постепенно, и значит есть риск, что франчайзинговый отдел не будет окупать себя некоторое время. Тем не менее, очень важно обеспечить своим первым франчайзи полноценное сопровождение. Именно для таких случаев некоторые агентства предоставляют услугу — франчайзинговый отдел на аутсорсинг.

Все функции франчайзингового отдела (общение с потенциальными франчайзи, продажи франшизы, сопровождение запусков франчайзинговых точек, текущее сопровождение франчазинговых точек) проводятся специалистами с большим опытом запусков. В дальнейшем, когда франчайзинговых точек станет больше и штатный отдел франчайзинга будет рентабельным, сотрудники аутсорсинга производят подготовку штатных сотрудников франчайзингового отдела.

Плюсы такого способа:

  • уменьшение расходов (полноценное сопровождение франчайзи окупается из уже оплаченной франшизы);
  • формирование положительного образа франчайзера, несмотря на то, что он новичок на рынке.