Статьи

Франшиза: непростительная ошибка не учесть данные факторы

Франчайзинг – одна из самых эффективных схем развития малого бизнеса, которая при оптимальном сценарии приносит выгоду всем вовлеченным сторонам. Казалось бы, покупка франшизы – это идеальный способ обезопасить себя от финансовых рисков. Однако не все так просто, ведь в этом виде бизнеса, как и в любом другом, существуют свои «подводные камни». Давайте рассмотрим основные ошибки, которые совершают франчайзеры при продаже своих франшиз и франчайзи при их выборе и покупке.

Ошибки франчайзи

Ошибки при выборе франшизы:

1. Покупка популярного бизнеса. Логика многих предпринимателей строится по такому шаблону: чем распространеннее вид бизнеса, тем он безопаснее и выгоднее. В целом, это верно, однако у этой «медали» есть и оборотная сторона – зачастую в популярном бизнесе конкуренция слишком высока и за получение прибыли приходится бороться. Задумайтесь над словом «популярный», не ассоциируется ли оно у вас со словом «доступный», «дешевый»?

2. Покупка «примитивной» франшизы. Решение приобрести право на управление «простой» фирмой часто предпринимается начинающими бизнесменами. Подобного рода сомнения вполне объяснимы и логичны, но чаще всего примитивный бизнес не приносит ожидаемого дохода.

3. Ошибки при финансовом планировании. Нередко предприниматели решают приобрести франшизу в долг или в кредит. На первый взгляд в этом нет ничего опасного. Но чаще всего они не предусматривают ожидающих их расходов – денег не хватает то на аренду помещения, то на зарплату сотрудникам. Когда франшиза окупается не так быстро, как они этого ожидали и долгожданного притока финансов не происходит, то из-за нехватки денег развитие бизнеса затормаживается. Если не принять меры, то новоиспечённая компания и вовсе может рухнуть.

4. Недостаток анализа, непонимание бизнес-модели. Перед тем, как открывать свое дело важно проанализировать ситуацию в той сфере, где вы собираетесь работать. Если франчайзер не разъяснил как именно будет работать предложенная бизнес-модель, то самое время задать ему свои каверзные вопросы.

5. Мелочи поведения говорят о многом. Как новички, так и более опытные бизнесмены попадают в ловушку взаимоотношений – когда поведение франчайзера, его профессиональные навыки вызывают недовольство, споры, и придирки, что, безусловно, является препятствием для нормальной работы. Естественно, при таком положении дел, ни о каком дальнейшем сотрудничестве, а тем более – плодотворной и перспективной работе и речи быть не может – такой начальник просто замучает вас своими придирками.

Ошибки франчайзера при создании франшизы

1. Концентрация на чем-то одном. Рецептов успеха должно быть много. Если не получилось продать так, то можно продать вот так. Если не получилось найти людей здесь, то можно найти вот здесь и еще вот здесь. И так далее.

2. Франшиза бывает неудачна, если ее создатели не меняют систему. Если нет постоянного тестирования рынка и изменения системы под рынок.

3. Отсутствие своих филиалов. Должны быть свои филиалы, на которых обкатываются все новые решения. Если вы будете постоянно давать своим франчайзи новые шаблоны, новую информацию и т.п. это будет подстегивать продажи.

4. Франчайзи не должны выбирать сами местоположение (особенно для ресторана, магазина). Не должно возникнуть ситуации, когда купивший систему пытается что-то оптимизировать и удешевить.

5. Франчайзи нельзя продавать все подряд. Надо контролировать то, что продают франчайзи и как они продают. Не следует давать «оптимизировать» продажи и работу с клиентами.

6. Нельзя продавать франшизу всем подряд. Лучше сначала продавать своим ученикам. Если уже есть курсы по ведению бизнеса и есть ученики, то успех более вероятен.

7. Нет задокументированной системы. Передача от человека к человеку не работает. Все должно работать по формулам. Нужны люди со складом менеджера, те люди, кто уже работал хорошо внутри какой-то системы.

8. Ошибка продавать клон как старт-ап.

9. Отсутствие правильных документов. Должны быть правильные документы с юридической точки зрения.

10. Стройте систему так, чтобы франчайзи получали много ценности и прибыли. Всем должно быть выгодно.