Статьи

Дутые франшизы — как не купить кота в мешке

К сожалению, на настоящий момент законодательство РФ в полной мере не регламентировало все аспекты покупки и продажи франшизы. Ни в одном нормативном акте вы не найдете слово “франчайзинг”. Все операции по франчайзинговой сделке относятся к главе 54 ГК РФ “Коммерческая концессия”, но она ни коим образом не раскрывает суть операций по франчайзингу. В связи с этим существует несколько договоров, которые необходимо заключить при совершении франчайзинговой сделки — лицензионного, дилерского и других.

Роспатент обязан регистрировать договор коммерческой концессии, однако, некоторые франчайзи не заключают его вообще. При этом, если франчайзору удастся скрыть какие-либо существенные детали о франшизе, законодательно он не понесет за это никакой ответственности. Несовершенство законодательства, регулирующего франчайзинговый бизнес, привело к возникновению “липовых”, а иначе говоря, дутых франшиз.

Приобретая франшизу, франчайзи может обезопасить себя от покупки кота в мешке, следуя некоторым правилам:

  1. Лучше не покупать франшизу у франчайзора, который не может предоставить копию регистрационного свидетельства товарного знака. В случае предоставления документа, его подлинность можно проверить на официальном сайте Роспатента.
  2. Если франчайзор отказывается предоставить покупателю франшизы контакты других франчайзи, ссылаясь на конфиденциальность, то это выглядит подозрительно и говорит о нечестной игре. Франчайзору, которому нечего скрывать, ничего не стоит дать телефоны и адреса своих франчайзи, чтобы покупатель франшизы смог пообщаться с ними и больше узнать о работе компании.
  3. Необходимо собрать максимум сведений о компании — владельце франшизы: сколько лет фирма работает на рынке, сколько у нее собственных точек и где они находятся, и т.п. Несколько лет успешной работы и наличие собственных предприятий может говорить о надежности франчайзора.
  4. Следует обязательно передать франчайзинговый договор на рассмотрение и тщательную проверку юристу, который специализируется на сделках по франчайзингу.
  5. Для сильно сомневающихся покупателей франшизы существуют услуги компаний конкурентной разведки. Они соберут полную информацию о компании-франчайзоре и о ее учредителях. Расходы, понесенные на подобные услуги, в итоге окажутся полностью оправданы. Тщательная проверка поможет избежать неприятностей, нечестных сделок и потери средств в связи с покупкой “липовой” франшизы.