Статьи

Что нужно проверить перед покупкой франшизы?

Франшиза, как перспективная модель бизнеса, сегодня привлекает многих предпринимателей.

Суть франчайзинга сводится к тому, что покупатель франшизы является пользователем бренда, товарного знака, объектов, и имеет определенные права на эти объекты при заключении сделки.

У покупателей франшиз появляется возможность вести успешно предпринимательскую деятельность на взаимовыгодных условиях на основе использования чужого (более раскрученного) бренда по успешно разработанной схеме. Для продавца (франчайзера) выгода в таком случае весьма ощутима – бизнес становится все более привлекательным в плане новых инвестиций. Кроме того, грамотная франчайзинговая политика влияет на увеличение объемов продаж за счет продвижения бренда. Но, несмотря на выгодные показатели для приобретения бизнеса, помимо амбициозных планов необходимо иметь четкое понимание того, как нужно продавать франшизы и что нужно проверить перед покупкой франшизы.

В бизнесе перед выгодной сделкой проводятся масштабные и детальные исследования о деятельности компании, о ее финансовых перспективах и планах руководства на ближайшее будущее. Приобретаемая франшиза должна отвечать многим параметрам выгодной сделки. В процессе подготовки к покупке может возникнуть немало вопросов технического или юридического характера. Некоторые нюансы требуют отдельной проверки. Чем более открыта компания, тем прозрачней ее профессиональная деятельность, что привлекает инвесторов. Интересы бизнеса здесь на первом месте, поэтому продавец не будет пренебрегать всеми возможностями, чтобы улучшить свои позиции на рынке. Компания и бренд должны развиваться независимо от технических и правовых трансформаций и смены руководства.

Что нужно проверить перед покупкой франшизы, так это тщательно разработанную документацию по франчайзингу. Главное, не оказывать финансовую и другую поддержку сразу, пока компания не закрепилась на рынке. После приобретения бизнеса по франшизе нередко новые игроки рынка начинают усиленно заниматься реструктурированием, реорганизацией компании, даже если речь идет о вполне прибыльном варианте бизнеса. Если покупатель планирует начать преобразования с самого начала, не помешает задать ему несколько наводящих вопросов по инвестициям, финансовому плану на ближайшие пять лет, о возможностях ведения бизнеса в условиях кризиса.

В целом, обсуждение нюансов по вопросам ведения бизнеса не должно оставить после себя двойственных чувств.

Если продавец франшизы усиленно склоняет покупателя к сделке, но при этом не торопится предоставить сопроводительную документацию, то это четкий сигнал покупателю задуматься о последствиях невыгодного сотрудничества.

Не стоит забывать, что покупка любой франшизы подразумевает явные или скрытые риски. Поэтому можно и нужно доверять партнеру, но бдительность не помешает.

Стоит подчеркнуть, что процесс покупки франшизы сегодня полностью регламентирован. Поэтому изучению документов необходимо уделить пристальное внимание. Эксперты советуют перед покупкой франшизы проверить реальную продолжительность деятельности компании, оценить степень развития франчайзинговой программы, проанализировать успехи партнерства. От провалов на рынке франшиз никто не застрахован, однако, в норме количество подобных случаев в деятельности компании не должно превышать 10 процентов. Нужно смотреть на количество открытых торговых точек и число закрытых предприятий по причинам нежизнеспособности продукта.

Что касается правового поля деятельности компании, то нужно проверить формат договора коммерческой организации, количество зарегистрированных сделок. Все права на использование торговой марки компании должны быть обозначены за ответственными лицами. Особо пристальное внимание рекомендуется уделить вопросу выхода компании из бизнеса (возможны условия, неприемлемые для одной из сторон договора).

У покупателя франшизы не должно возникнуть вопросов по поводу сумм взносов компании (роялти), которые должны иметь экономическое обоснование. Если есть сомнения, то их стоит разрешить до заключения сделки – потребовать детально расписать интересующие моменты в ведении бизнеса.

Покупка франшизы – достаточно ответственный шаг. Если здесь допустить ошибку с самого начала, то можно получить невыгодный контракт и еще оказаться в должниках. Помимо получения готового бизнеса, покупатель франшизы должен получить гарантии того, что приобретает компанию с перспективой развития в выбранной нише на рынке аналогичных товаров или услуг. Поэтому требования к детальному анализу бизнеса имеют правовое и экономическое обоснование.