Статьи

7 причин не покупать франшизы

Франшиза очень популярна не только за рубежом, но и в России. Но есть целый ряд причин, из-за которых не стоит покупать франшизу. Мы выделили всего семь основных, но и они не так страшны. Ведь если серьезно подойти к выбору франшизы и оценке своих сил, то никакие подводные камни ничего не испортят.

Основные причины

1. Франшиза – это не то, что вам нужно.

Действительно, только потому, что франшиза – это хорошая возможность, это не значит, что эта возможность вам нужна.

Постарайтесь честно ответить себе на вопросы:

  • Есть ли место в жизни собственному бизнесу?
  • Действительно ли вы хотите работать 7 дней в неделю по 14-18 часов?
  • Есть ли в вас те качества, которые помогут вам справиться с такими нагрузками?

Конечно, если вы чувствуете, что ведение бизнеса это ваше, но считаете знания недостаточными, то смело отправляйтесь на тренинги или займитесь самообразованием. Так же на первых порах, хороший франчайзер будет помогать вам и советом, и делом.

2. У вас недостаточно средств.

Лучший способ обречь себя на провал – покупать франшизу, не имея достаточного количества денег на ее запуск. Как бы вам ни хотелось, не надейтесь, что в первый же месяц вы заработаете на все издержки. Помните, что вам платить зарплату, аренду, налоги, коммунальные платежи и т.д. Ежемесячно. Независимо от продаж.

Франшиза не заканчивается паушальным взносом. Будьте реалистами, рассчитайте свои силы заранее. Многие крупные банки с радостью помогают держателям франшиз. Например, Сбербанк имеет программы, специально разработанные для таких случаев.

3. Вы слишком «предприимчивый» предприниматель.

Франшиза, как формат, все-таки подразумевает следование стандартам и рекомендациям франчайзера. Собственно только в этом случае франчайзер и может обещать успех – если вы следуете его модели ведения бизнеса. Однако, если вы постоянно стремитесь «изобрести колесо» или же считаете, что ваш путь вернее, вам не стоит покупать франшизу.

Да, франчайзи – предприниматель, но он младший в иерархии «франчайзер-франчайзи». А младший должен слушаться. Хотя, некоторые франчайзеры с удовольствием слушают пожелания и предложения своих партнеров. Ведь цель у всех одна – получение прибыли и расширение своей деятельности. Скорее всего, ваши толковые идеи пригодятся.

4. Вы не сфокусированы на бизнес-модели.

Есть большая разница между работать «в» бизнесе и «над» бизнесом. Если вы представляете себе бизнес как ряд задач – сделать заказ, привести товар, сделать выкладку, пробить чек, а не функций таких элементов бизнес-модели как логистика, маркетинг, продажи, бухгалтерский учет и т.д., вам будет сложно его развивать.

Нельзя покупать франшизу магазина мороженого, просто потому, что вы любите мороженое. Но и эта проблема может быть преодолена: необходимые знания вы всегда сможете почерпнуть у своего франчайзера, на специализированных тренингах и в бизнес-литературе. Ведь вы нацелены на достижение результата, а в этой борьбе все средства хороши.
— Алексей Милованов, управляющий партнер

5. Зависимость от всех участников сети.

Проблемы у франчайзера (в частности, финансовые) бросают тень на деятельность каждого предприятия сети. Помимо этого, другие предприятия сети своей деятельностью могут навредить не только франчайзеру, но и всем франчийзи системы, в частности, речь идет о репутации. Поэтому очень важно с особым вниманием относиться к выбору самой франшизы.

Как правило, качественный франчайзер трепетно относится к продаже частички своего бизнеса, не доверяя первому попавшемуся покупателю. Этот риск у большинства франчайзеров сведен к минимуму.

6. Нет готовности к возможному провалу.

Покупка франшизы не гарантирует желаемый результат на 100% и в кратчайшие сроки, хотя риски действительно многократно минимизируются. Опытные франчайзеры за долгие годы работы с партнерами создали целый ряд проверенных методик, которые помогают добиться максимальной прибыли уже на первых порах.

7. Ограничение региона продаж.

Франчайзер может потребовать ведение бизнеса на строго определенной территории. С одной стороны вы не будете конкурировать с другими получателями франшизы за клиентов (и это неимоверный плюс), но с другой – не сможете открыть новые точки или переместить бизнес в другое место. Хотя, отсутствие надоевших конкурентов перекрывает весь возможный негатив.

Стоит признаться, многие из пунктов этого списка «притянуты за уши». При грамотном подходе можно получить хороший старт, организовывая свой бизнес на условиях франчайзинга, ни разу так и не столкнувшись ни с одной из перечисленных выше неприятностью. Что же касается вещей, которых в принципе не избежать (роялти и т.д.) – все это не так существенно, если у вас есть бизнес, который покрывает расходы и приносит прибыль непосредственно вам.