Статьи

4 ключевых правила выбора франшизы

Франчайзинг в России становится все более популярным (примерно 900 компаний заявляют о наличии подобных программ). Многие начинающие предприниматели склоняются к выбору покупки готового бизнеса нежели, чем придумывать что-то новое. В связи с тем, что спрос на новые франшизы растет каждый год, их предложение на рынке также увеличивается. Следовательно, конкуренция между компаниями-франчайзерами обостряется.

Так как же не совсем опытному новичку в бизнесе выбрать ту самую франшизу, которая станет коммерчески успешна. Мы предоставляем 4 ключевых критерия, ориентируясь на которые, прогадать с покупкой будет достаточно сложно.

1 Правило.

Так как покупатель франшизы планирует получать прибыль и вести успешный бизнес, то финансовые и коммерческие показатели уже действующих компаний и головного офиса можно считать краеугольным камнем. Таким образом, перед покупкой франшизы стоит обратить более пристальное внимание на следующие моменты:

  • Какое время на рынке работает франчайзер;
  • Как быстро и с каким успехом развивалась его франчайзинговая сеть;
  • Получилось ли у франчайзера оптимизировать свои бизнес-процессы, подстроиться под особенности работы в отрасли, отследить сезонность спроса и т.д.

То есть потенциального покупателя, скорее всего, должен отпугнуть факт продажи франшизы молодой компанией, у которой реальный опыт ведения бизнеса отсутствует, соответственно нет точного понимания всех особенностей. Или, например, не очень позитивный сигнал – продажа бизнеса предприятием, которое не имеет своих точек продаж товара или услуг.

При выборе франшизы предпочтение лучше отдать той компании, которая проработала на рынке не менее года (с условием функционирования собственных розничных точек, например. Кстати, хорошо, если у франчайзера количество работающих точек превышает количество закрытых). Этого времени для франчайзера достаточно для того, чтобы проанализировать успешность и доходность франшизы, грамотно подготовить юридическую сторону вопроса и облегчить передачу технологий новому партнеру.

2 Правило.

Особое внимание продвижению бренда, особенно на федеральном уровне. Это вполне логично, ведь после покупки франшизы и открытия бизнеса, франчайзи хочет заполучить уже готовых лояльных клиентов, которые с радостью будут тратить деньги на товары и услуги. Но существует и противоположная ситуация, когда бизнес франчайзера настолько уникален и необычен, что о нем знает совсем небольшое количество людей. И это тоже неплохо, так как за счет уникальности создается эффект отсутствия конкуренции (особенно на первых порах), а это приведет к неизбежному успеху.

3 Правило.

В связи с тем, что экономическая ситуация в России постоянно меняется, причем не в лучшую сторону, франчайзеры стремятся получить максимум прибыли с первоначальных паушальных взносов. Путем завышения стоимости франшизы, продавец фактически старается обезопасить себя от рисков. Плюс к этому срок окупаемости умышленно занижается, дабы привлечь большее количество новых потенциальных партнеров.

Таким образом, целесообразно самостоятельно сделать подробные расчеты по окупаемости торговой точки, исходя из будущих роялти и прочих отчислений в пользу франчайзера, закупочных цен и планируемых текущих затрат, а также собственных ожиданий. Если полученные результаты совпадают с показателями, представленными франчайзером, то коммерческий успех предприятия более вероятен.

4 Правило.

Так как разброс видов бизнеса очень широк, то выбор франшизы будет сложным. Но сделать правильный выбор успешной в будущем франшизы поможет анализ неудовлетворенного спроса в регионе, где планируется открытие бизнеса. То есть, очень важно выбрать тот сегмент рынка, который принесет доход и новых клиентов в долгосрочной перспективе.

Для этого нужно ответить на достаточно простые вопросы:

  • Чего не хватает населению в данном регионе, каких товаров и услуг;
  • Ради покупки чего население готово отправиться в другой район, город или даже страну.

Очевидно, что 105 по счету кофейня на центральной улице не принесет желаемой прибыли.
Респондентами могут послужить друзья и родственники. Перед покупкой той или иной франшизы важно понимать, кто будет покупать ваш товар или услугу, какова потенциальная аудитория. Также необходимо узнать уровень конкуренции в выбранном сегменте.

Подводя итог, следует сказать, что при выборе франшизы не стоит обращать свое внимание только на известность бренда. Следует с особым вниманием подойти к анализу рыночной ситуации, востребованности предлагаемых товаров/услуг и репутации головной компании. Только взвесив все за и против, посмотрев на тонкости ведения бизнеса, можно смело заявить о возможном коммерческом успехе будущей франчайзинговой компании.